Часть 1/2
Наиболее распространенным видом энергии на строительстве является электрическая, а наиболее экономичным способом электроснабжения — подключение к сетям государственной энергосистемы, для чего обычно приходится сооружать линию электропередачи (ЛЭП), подключающую стройку к районной сети, и трансформаторную подстанцию, а от нее сеть низкого напряжения 220/380 В. Промышленность выпускает комплексное оборудование к трансформаторным подстанциям мощностью 180, 320 и 560 кВт, рассчитанное на напряжение 6—10 кВ.
При железнодорожном строительстве в отдельных районах обычно бывает необходимо организовать самостоятельное (местное) электроснабжение. При этом используют передвижные электростанции с бензиновыми и дизельными двигателями, смонтированными на автомобильном прицепе или в железнодорожном вагоне; полустационарные локомобильные и дизельные электростанции и энергопоезда. Для быстрой организации электроснабжения на подвижных линейных объектах удобны дорожные электростанции ЭСД или ДЭС, смонтированные в автоприцепах. Такие электростанции вырабатывают трехфазный ток напряжением 230 В и имеют первичный дизельный двигатель внутреннего сгорания. Промышленность выпускает ЭСД мощностью 5, 10, 20, 27, 30, 50, 75 и 100 кВт.
Дизельные электростанции полустационарного типа, монтируемые в вагонах или отдельных временных помещениях, имеют комплектное оборудование и мощность от 50 до 750 кВт.
Энергопоезда располагают энергетическими установками мощностью от 1000 до 5000 кВт.
Наряду с такими мощными установками для питания локальных потребителей в ходе строительства широко применяют электростанции малой мощности (от 2 до 10 кВт), которые являются, по существу, переносными.
Выбор устройств электроснабжения зависит от категории потребителей. К I категории относят потребителей, нарушение питания которых создает опасность для жизни людей, наносит ущерб народному хозяйству или приводит к массовому браку продукции. К этой категории относятся установки водоотлива, подземных работ, вентиляции загазованных помещений и т.д. К потребителям II категории относят основное технологическое оборудование и устройства, непосредственно потребляющие электроэнергию (электросварка, электропрогрев бетона или грунта и т.д.). К III категории относят точки освещения и электроинструмент. Питание потребителей I категории всегда дублируют независимыми источниками энергии. Если, например, потребитель подключен к районной сети, предусматривается питание и от аварийной электростанции. Потребители II категории на строительстве чаще всего имеют несколько источников питания и во многих случаях тоже дублируются. Часто отдельные потребители, отличающиеся особым режимом потребления энергии, имеют самостоятельные электростанции.
В проектах организации строительства общий расход электроэнергии определяют по укрупненным показателям (на 1 руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ). Мощность электрических установок обычно составляет 50—100 кВт, в мотопоездах — 250—400 кВт, в тоннельных отрядах — 300—2500 кВт, в строительно-монтажных поездах — 150—300 кВт. В подразделениях управления гидромеханизации мощность электроустановок колеблется от 1000 до 3500 кВт.
Для ведения работ по электроснабжению и связи используют как воздушные линии, так и кабельные. ВЛ обеспечивают передачу сигналов связи и электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арма- туры к опорам. ВЛ электропередачи напряжением до 1000 В широко используют для наружного освещения. Местности, по которым проходят ВЛ, подразделяются на населенные, ненаселенные и труднодоступные.
Населенными считаются местности в пределах территории городов, поселков, деревень, промышленных предприятий, железнодорожных станций, общественных парков, бульваров в границах их реального и перспективного развития. Ненаселенными являются незастроенные местности, хотя часто посещаемые людьми и доступные для транспорта: огороды, сады, местности с отдельно стоящими строениями и временными сооружениями. Труднодоступными называются местности, недоступные для транспорта и сельскохозяйственных машин.
В зависимости от характера местности, по которой проходит ВЛ, наименьшие допустимые расстояния по вертикали между проводами линии и поверхностью земли составляют при прохождении ВЛ по населенной и ненаселенной местности 6 м, по труднодоступной местности — 5 м. Переходы ВЛ через различные сооружения, например железные и автомобильные дороги, водные пространства, выполняют посредством анкерных опор с двойным креплением проводов на штыревых изоляторах. При этом наименьшее расстояние по вертикали от провода:
– до головки рельса неэлектрифицированной железной дороги должно быть 7,5 м;
– до полотна автомобильной дороги — 7 м;
– до провода связи — 1,25 м;
– до уровня высоких вод судоходных рек — 6 м;
– до уровня высоких вод несудоходных рек — 2 м.
При взаимных пересечениях двух ВЛ соблюдают общее правило: провода ВЛ электропередачи с более высоким напряжением располагают над проводами ВЛ более низкого напряжения. На опорах может применяться любое взаимное расположение проводов.
Для ВЛ используют голые алюминиевые или сталеалюминевые провода. Провода в изоляции применяют только для временных ВЛ и ответвлений к вводу в здание.
Взаимным расположением проводов называют расстояние между проводами и порядок их размещения на опоре. Расстояние по вертикали между проводами должно быть в пределах от 40 до 60 см. При горизонтальном расположении проводов расстояние между ними должно составлять 20—40 см. Большие расстояния берут только в том случае, если в данной местности имеет место повышенное голо- ледообразование.
При подвеске алюминиевых проводов совместно со стальными последние размещают ниже, потому что алюминиевые провода при колебаниях температур имеют большую стрелу провеса. Если рас-
положить алюминиевые провода ниже стальных, то в зимнее время провода в пролете могут приблизиться друг к другу на недопустимое расстояние или даже коснуться друг друга.
Для ВЛ применяются опоры следующих типов (расположение их показано на рис. 1):
концевые 1, устанавливаемые в начале и конце ВЛ; эти опоры вос- принимают натяжение всех смонтированных на них проводов;
промежуточные 2, размещаемые на прямых участках трассы; при нормальных условиях работы они не воспринимают усилий, направленных вдоль ВЛ;
перекрестные 3, на которых осуществляется скрещение двух на- правлений ВЛ;
анкерные 4, устанавливаемые на прямых участках, когда ВЛ пересекает различные сооружения; эти опоры воспринимают усилия от натяжения проводов;
ответвительные 5, на которых выполняется ответвления от ВЛ;
угловые 6, которые устанавливают в местах изменения направления трассы ВЛ; эти опоры находятся под действием результирующего натяжения проводов смежных пролетов, действующего по биссектрисе внутреннего угла поворота линии.
Опоры для ВЛ изготовляют из дерева или железобетона. Деревянные опоры устанавливают на железобетонные стулья (сваи). Для изготовления деревянных опор используют сосну и лиственницу, реже ель и пихту. Бревна, из которых делают опоры, предварительно пропитывают специальным составом, предохраняющим древесину от загнивания. Такой состав называется антисептическим.
Рис.1 Железобетонные опоры для ВЛ до 1000 В: а — промежуточная; б — анкерная; в — угловая анкерная, концевая с оттяжкой; г — угловая анкерная, концевая с подкосом
Последнее время преимущественно применяют железобетонные опоры. Промежуточные железобетонные опоры для ВЛ напряжением до 1000 В имеют длину стойки 9 м. Эти опоры заделывают в землю на глубину 1,6 м. Длина стоек анкерной, угловой анкерной и кон- цевой опор с оттяжкой и подкосом (см. рис. 5.1) составляет 11 м. Глубина заделки этих опор в землю — 2,2 м. Оттяжки или подкосы, повышающие сопротивление опор опрокидыванию, оснащают закрепленными в земле железобетонными брусьями (анкерами). Та- кие же анкеры устанавливаются и в основании опор.
Опоры ВЛ устанавливают в котлованы, которые разрабатывают буровой машиной и имеют диаметр на 10 см больше диаметра ниж- него конца опоры. Опоры устанавливают монтажными кранами на автомобильном и гусеничном ходу.
Монтаж ВЛ напряжением до 1000 В предусматривает выполнение следующих основных операций:
– раскатка и подъем провода на опору;
– соединение проводов;
– натяжение и закрепление проводов на опоре;
– устройство ответвлений;
– устройство вводов и заземлений.
Основной вид СМР при электрификации железной дороги — устройство контактной сети (КС), включая опоры, консоли и поперечины жесткие (рис. 2) и гибкие (рис. 3).
Рис. 2 Вид жесткой поперечины для станционного парка: 1 — опора; 2 — жесткая поперечина; 3 — фиксирующий трос; 4 — фиксатор; 5 — треугольный подвес; 6 — наклонный подвес; Г — габарит установки опор жесткой поперечины; Н0 — номинальная высота подвеса контактного провода над верхом го- ловок рельсов (ВГР); Вм — расстояние между осями смежных путей
Рис. 3 Вид гибкой поперечины на станции: 1 — опора; 2 — поперечные не- сущие тросы; 3 — верхний фиксирующий трос; 4 — нижний фиксирующий трос; 5 — фиксатор; 6 — наклонный подвес; 7 — струна гибкой поперечины; 8 — нейтральная вставка; 9 — электрический заземлитель; Н0 — номинальная высота подвеса контактного провода над верхом головок рельсов (ВГР) (размеры даны в мм)
Опоры КС могут быть железобетонные (в том числе бесфундаментные), устанавливаемые «с пути» и «с поля».
Раскатку и подъем проводов на опору выполняют одним из двух способов:
– барабан с проводом устанавливают на козлы на расстоянии 5—10 м от первой концевой или анкерной опоры; раскатку выполняют ручным или механизированным способом в направлении второй концевой опоры;
– раскатку провода производят с барабанов, установленных на специальной раскаточной тележке или автомобиле. В этом случае прежде всего прикрепляют провод к левой (первой) концевой или анкерной опоре.
Провода на крюки или траверсы при небольшом сечении и небольших пролетах поднимают при помощи штанг. В противном случае подъем осуществляют с опор с помощью веревок.
Соединяют провода сразу после их раскатки. Соединение выполняют так, чтобы в этом месте у провода обеспечивались:
– надежный электрический контакт;
– механическая прочность.
Провода натягивают вручную, при помощи лебедки или автомобиля. Это делают либо поочередно, либо сразу по несколько штук, используя различные приспособления. Провода натягивают до тех пор, пока стрела провеса провода в пролете между опорами не достигнет значения, заданного в монтажных кривых или таблицах.
При натяжении провода стрелу провеса регулируют в одном из средних пролетов между промежуточными опорами.
При вертикальном расположении проводов регулировку стрелы провеса начинают с верхнего провода, а при горизонтальном расположения — со среднего провода. Остальные провода натягивают по уже натянутому первому проводу. Натянув провода, их закрепляют на второй анкерной опоре, а затем прикрепляют вязкой к шейкам изоляторов на промежуточных опорах.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.