Часть 2/2
Для электроснабжения нетяговых потребителей, расположенных в непосредственной близости от железнодорожного полотна, сооружают линии электропередачи (ЛЭП) напряжением 10 и 25 кВ. Провода этих линий почти на всей их протяженности монтируют на опорах контактной сети железной дороги с полевой стороны.
Монтаж проводов ЛЭП включает:
– раскатку проводов по фронту работ;
– подъем проводов на опоры;
– крепление проводов на опорах;
– вытяжку проводов;
– анкеровку.
Раскатка проводов может вестись одним из следующих способов:
– автомобилем или трактором с полевой стороны опор;
– с дрезины на обочину пути с последующей перекидкой за опоры или прошивкой участками 700—800 м вручную;
– с дрезины в «окно» с одновременной перекидкой за опоры вручную.
Тот или иной способ раскатки применяют в зависимости от местных условий.
Раскатку провода автомобилем или трактором ведут в том случае, если есть подъезд. После подготовки барабана с проводом и установки его на козлы с барабана сматывают 50—60 м провода, на конце его делают петлю, которую надевают на крюк автомобиля или трактора. Раскатку провода с барабана выполняют со скоростью 3— 4 км/ч, при этом подтормаживая барабан, чтобы не создавались петли (из-за неравномерного движения транспортного средства) и провод не перехлестывался.
Раскатку провода с дрезины с последующей перекидкой его за опоры применяют там, где подъезд автомобиля или трактора со стороны поля невозможен. Раскатку ведут до установки консолей с дальнейшей перекидкой провода за опоры на кронштейны.
Наибольшей производительностью обладает способ раскатывания провода с дрезины с одновременным перебрасыванием его за опоры контактной сети. В зависимости от размеров опор монтажную площадку после подъема разворачивают на угол 60—90о. Монтеры, находящиеся на монтажной площадке, перебрасывают провод по мере его раскатки за опоры на кронштейн специальным приспособлением. Для перекидки провода дрезину останавливают возле каждой опоры. Скорость раскатки этим способом составляет 3—4 км/ч.
После раскатки провода и выполнения постоянных стыковок выполняют его вытяжку и анкеровку. Для вытяжки провод с одной стороны анкеруют постоянно и на расстоянии 1—1,5 км от анкеровки укрепляют на проводе полиспаст. После вытяжки провод временно анкеруют на нижней части ближней опоры. Далее вновь на расстоянии 1—1,5 км от места предыдущей временной анкеровки устанавливают полиспаст, вытягивают провод, временно анкеруют его на нижней части ближней опоры. По мере вытяжки предыдущую временную анкеровку демонтируют. Таким образом вытягивают провод через каждые 1—1,5 км, временно анкеруя на нижней части опоры по всему перегону (фронту работ).
В конце перегона, после вытяжки последнего участка, провода анкеруют постоянно. Длина анкерного участка не нормируется. После вытяжки и анкеровки провода закрепляют на подвесных или штыревых изоляторах. Ответвления и вводы выполняют после монтажа магистральной сети. Ответвления и вводы в здания делают в соответствии с типовыми чертежами этих узлов.
В целях защиты от грозовых перенапряжений на опорах с ответвлениями к зданиям заземляют крюки и штыри фазовых проводов и нулевой провод.
При строительстве линий электропередачи (до 10 кВ) для электроснабжения потребителя, кроме опорной части, применяют траверсы, изготавливаемые из первосортного составного бруса, с последующей их пропиткой. В настоящее время разрабатываются новые конструкции траверс из материалов, сочетающих механические и изоляционные характеристики стеклопластиковых профилей и клееной древесины.
Прокладку кабелей энергетических устройств, СЦБ, управления секционными разъединителями ведут с помощью канавокопателя ЭТЦ-165 (на базе трактора «Беларусь»).
Для рытья траншеи с пути применяют траншеекопатель ТКТС-2 на базе дрезины ДГК, оборудованный рабочим органом с режущей цепью. Кроме названного оборудования широко применяют траншейные цепные экскаваторы ЭТЦ-208Д, роторные экскаваторы ЭТР-134, двухбаровую машину БР на базе бульдозера Д-687, однобаровую ЗРТС-1 и трехбаровую ЗРТС 4-1 машины на базе тракторов ДТ-75рс2 и Т-130.1.Г-1.
Для устройства траншеи в стесненных условиях трассы кабельных линий предназначены микротраншеекопатели МТК-1 и МТК-2ПМ. Разработку траншеи и котлованов в грунтах I—III категорий ведут универсальными одноковшовыми и неполноприводными экскаваторами ЭО-2621А и ЭО-26218-2 со сменными рабочими органами: ковшом, зубом-рыхлителем, захватом, гидромолотом, бурильным оборудованием и др.
Проходку горизонтальных скважин под железнодорожными путями выполняют машиной МГС-1, установленной на рельсовой платформе. Эта машина укомплектована напорным грейфером, гидромолотом, шнековым буром и механизмом прокола. Применяют и пневмопробойники ИП-4603, ИП-4605, М-130, СО-134. Горизонтальные скважины диаметром до 250 мм устраивают гидравлическим буром типа БГ-3М при прокладке кабелей под путями и автомобильными дорогами.
Для бестраншейной прокладки кабелей применяют ножевые кабелеукладчики на рельсовом ходу, самоходные на гусеничном ходу, буксируемые легкие кабелеукладчики и микрокабелеукладчики.
Кабелеукладчик КБЖ-1 на железнодорожном ходу используют для одновременной прокладки в земляном полотне железной дороги двух кабелей диаметром до 64 мм.
Самоходный кабелеукладчик МКУ-1 на базе трактора Т-180Г предназначен для прокладки четырех кабелей диаметром до 50 мм каждый в грунтах I—III категорий на глубине 800 мм.
Легкий прицепной кабелеукладчик ЛПК-20-2 применяют при прокладке кабелей диаметром до 27 мм на глубину до 1,2 м. Буксируют его трактором или автомобилем.
Микрокабелеукладчики МУК-1 и КРУП-0,9 используют при прокладке соответственно двух кабелей диаметром до 30 мм и кабелей диаметром до 34 мм.
Для прокладки кабеля магистральных линий связи применяют кабелеукладчики, состоящие из передней ножевой тележки и задней кабельной, соединенной с цепным устройством. Тяговое усилие создают несколько гусеничных тракторов, сцепленных между собой. Перед началом работы отрывают траншею глубиной 1,3 м и шириной 4 м. Ножевую тележку с трактором устанавливают над траншеей и нож с кассетой переводят в рабочее положение. После этого сцепляют ножевую и кабельные тележки и установку барабанов с кабелем. Кабель с барабана пропускают через кассету и конец его удерживают в котловане до начала равномерного разматывания барабана. Кабелеукладчиком можно одновременно укладывать один или два кабеля диаметром 60 мм или три кабеля диаметром 30 мм на глубину 800, 1000 и 1200 мм, для чего кабелеукладчик имеет комплект сменных ножей и кассет. Во время работы кабелеукладчика уплотняющий каток засыпает и уплотняет грунт траншеи.
Кабели дистанционного управления секционными разъединителями контактной сети и местные кабели связи прокладывают с применением прицепного кабелеукладчика СКУ-64. Кабелеукладчик, ведомый в зависимости от плотности грунта одним или двумя тракторами, разрабатывает траншею глубиной до 800 мм, шириной 50 мм и укладывает кабель диаметром до 33 мм.
Важнейшей задачей повышения технического обеспечения устройств СЦБ является применение микропроцессорной техники, развитие которой у нас значительно отстает от таких стран, как Германия, Япония, Швеция, Франция, где она является основной аппаратурой в системе автоматики на железных дорогах.
Применение МПЦ по сравнению с электрической централизацией позволяет в 5—6 раз сократить объем служебных зданий и, следовательно, затраты на их сооружение и содержание. Внутрипостовое оборудование на линию поставляют собранными и отлаженными блоками, тем самым уменьшая объем работ по их установке, монтажу и наладке.
Все большее применение в настоящее время находят волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). Их перспективность обусловлена большой пропускной способностью волокна; защищенностью от воздействия внешних электромагнитных полей, вследствие чего не требуется применять специальные меры по защите от опасных напряжений линий электропередачи и электрифицированных железных дорог; возможностью прокладки кабеля между точками с большой разностью потенциалов; высокой помехозащищенностью цифровых линейных трактов; малой металлоемкостью и отсутствием дефицитных цветных металлов (медь, свинец) в кабеле; малым значением коэффициента затухания в широкой полосе частот, что обеспечивает большие длины регенерационных участков по сравнению с электрическими кабелями (10—50 км вместо 2—6 км); небольшими размерами кабеля.
Ограниченная механическая прочность оптического кабеля (меньшая, чем у кабеля с металлическими жилами) исключает традиционные способы прокладки; требует регистрации тяговых усилий; на качество влияют изгибы, микроизгибы, деформация, вибрация грунта. Для сокращения числа мест сращивания кабеля (увеличивающих потери мощности сигнала в местах соединения) используют его строительную длину (более 2000 м). ВОЛС прокладывают в грунте, кабельной канализации, коллекторах, тоннелях, по опорам. При прокладке кабеля кабелеукладчиком недопустимо вращение барабана за счет натяжения кабеля при движении. Радиус изгиба кабеля не должен быть меньше 20-кратного его диаметра. При монтаже обязательна герметизация кабеля, так как проникновение влаги увеличивает затухание и снижает прочностные характеристики.