Отвод полосы земли необходим для сооружения железной дороги и размещения производственных ее предприятий (карьеров, заводов и др.) в размерах, обоснованных их проектами.
Работа эта делится на два этапа: определение ширины полосы отвода (с составлением ведомости полосы отвода) и фактический отвод земли, т.е. изъятие ее из ведения колхозов и совхозов для нужд железной дороги. Начало строительных работ разрешается лишь после оформления отвода земель. На отвод земель должно быть получено предварительно согласие местного управления, а затем этот вопрос согласовывают с местными организациями.
Ширина полосы отвода на перегонах должна быть не менее 24 м, причем расстояние от полевых бровок канав, резервов и кавальеров до границы полосы отвода должно быть не менее 2 м, в исключительных случаях — не менее 1 м.
В местах расположения линейных путевых зданий граница полосы отвода должна отстоять на 2 м от границы усадьбы здания. На станциях и разъездах ширина полосы отвода определяется расположением всех технических, служебных, жилых и прочих зданий со службами и водоотводной станционной канавой. Расстояние от оси крайнего пути станции (разъезда, обгонного пункта) до границы полосы отвода должно быть не менее 10 м.
Ширина полосы отвода в местах, подверженных снежным заносам, определяется на основании опытных данных эксплуатации дорог.
В местах, подверженных песчаным заносам, ширина полосы отвода определяется с расчетом обеспечения существующего укрепления песков растительностью и установки специальных щитов. В этих случаях ширину полосы отвода устанавливают в зависимости от характера песков и направления ветра.
В пределах городов, населенных пунктов, рудников, карьеров, а также в местностях, занятых посадками ценных многолетних культур (фруктовые сады, виноградники, цитрусовые плантации и др.), ширину полосы отвода уменьшают до 16 м.
План полосы отвода земель для станций и железнодорожных линий в городах и крупных населенных пунктах должен быть согласован с местными организациями. После определения в каждой точке линии необходимой ширины полосы отвода составляют ее схематический план.
После составления схематического плана полосы отвода и утверждения ее в установленном порядке выполняют детальную съемку плана отводимой территории и закрепление полосы отвода на местности установкой специальных граничных знаков. Граничные знаки устанавливают через 250 м на прямых участках пути и через 0,1R на кривых при радиусах кривой R = 600 м и более. На кривых участках пути радиусом менее 600 м граничные знаки должны устанавливаться через каждые 50 м.
При определении ширины полосы отвода ориентируются на Инструкцию о нормах и порядке отвода земель для железных дорог и использовании полосы отвода.
Установку в натуре граничных знаков выполняет заказчик после оформления отвода земель в установленном порядке.
Расчистку полосы отвода от леса ведут специализированные бригады.
На перегонах делают сплошную вырубку леса на ширину, предусмотренную проектом.
На станциях и раздельных пунктах вырубку леса следует выполнять лишь отдельными участками на площадках, предназначенных под укладку станционных путей, застройку зданиями, прокладку дорог на площадях, используемых для навалочных грузов, обеспечивая максимально возможное сохранение леса.
Вне пределов сплошной вырубки леса удаляют деревья, которые могут упасть на путь или повредить линии связи, автоблокировки, энергоснабжения, а также деревья, ухудшающие видимость сигналов и переездов.
Под насыпями пни корчуют при высоте насыпи до 1 м, причем ямы из-под пней в основании насыпей должны быть засыпаны грунтом, однородным с грунтом насыпи, с тщательным трамбованием. При высоте насыпи от 1 до 2,5 м корчевка пней не обязательна, но они должны быть срезаны на уровне земли. При высоте насыпи более 2,5 м пни высотой не более 20 см могут быть оставлены в теле насыпи.
Необходимость корчевки пней на площади расположения выемок и в резервах устанавливают в зависимости от способов разработки грунта. При разработке грунта скреперами, грейдер-элеваторами, бульдозерами, скребковыми ковшами экскаватора, а также прямыми лопатами с ковшами емкостью менее 0,5 м3 пни должны быть выкорчеваны. При разработке грунта экскаваторами — прямыми лопатами с ковшами емкостью более 0,5 м3 корчевка пней не требуется.
В районах вечной мерзлоты во избежание образований термокарста необходимо стремиться к сохранению торфо-мохового покрытия, поэтому корчевку пней не делают. Полоса сохранения торфо-мохового покрова по обе стороны пути должна быть не менее 200 м. Целесообразно работы по расчистке трассы на марях и посадочных грунтах выполнять в зимнее время.
Одним из важнейших предупредительных мероприятий по обеспечению устойчивости и прочности земляного полотна является предварительное осушение территории, отводимой под железнодорожные сооружения. В некоторых случаях без предварительного осушения вообще не представляется возможным успешно выполнить работы (например, при разработке мокрых выемок, возведении насыпей на болотах и т.д.).
Работы по предварительному осушению полосы отвода на перегонах и станционных площадок заключаются в устройстве водоотводных канав, предусмотренных проектом. Если поверхность станционной площадки сильно заболочена или грунт ее перенасыщен водой, то в дополнение к водоотводным канавам на площадке прокладывают сеть канав для отвода воды из всех пониженных мест.
На участках, где строительство осуществляется в неблагоприятных геологических и гидрогеологических условиях (на неустойчивых, насыщенных водой косогорах, на болотах и пр.), работы по осушению необходимо выполнять особо тщательно в соответствии с индивидуальными проектами возводимых сооружений.
При выполнении работ по осушению территории следует иметь в виду, что связные грунты медленно осушаются, поэтому устраивать водоотводные и специальные осушительные канавы следует до наступления летнего периода, чтобы именно летом достичь наилучшего результата.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.