Для обеспечения внутрипостроечных перевозок строительных грузов строят временные автомобильные дороги, которые в зависимости от назначения и длительности эксплуатации подразделяются на:
– притрассовые, прокладываемые вдоль строящейся железной дороги и предназначенные для бесперебойного круглогодичного движения автомобилей с требуемыми скоростями в течение периода строительства железной дороги;
– подъездные, прокладываемые от притрассовой дороги к отдельным объектам и предназначенные для использования в период строительства данного объекта;
– землевозные, предназначенные для перевозок грунта из карьеров (выемок) в возводимые насыпи.
Притрассовые дороги строят по нормам дорог V категории (СНиП 3.01.01—85), как правило, вдоль всей трассы, обычно в пределах полосы отвода.
Тип и конструкцию притрассовой дороги определяют на основе детального изучения местных условий и с учетом грузооборота предстоящих перевозок.
Основными элементами автомобильной дороги являются: земляное полотно, дорожная одежда и искусственные сооружения.

Ширину земляного полотна поверху определяют в зависимости от принятых в проекте числа полос движения автомобилей, ширины проезжей части и обочин. Минимальная ширина проезжей части при однополосном движении должна быть 4…5 м, а при двухполосном — 6…7 м. Ширина обочины должна быть не менее 1 м.
Максимальный продольный уклон дороги 10 %, а в отдельных ограниченных по длине местах при соответствующих обоснованиях — 12 %.
На подходах к мостам уклоны должны быть не более 3 % на протяжении 20 м по обе стороны от моста.
Поперечным профилям насыпей придают типовые размеры и очертания, приведенные на рис.1.

Рис. 1
Рис. 1. Типовые поперечные профили насыпи: а — при Н до 0,6 м с треуголь- ными кюветами; б — при Н до 0,6 м с трапецеидальными кюветами; в — при Н более 0,6 м с резервами; г — при Н более 0,6 м из привозных грунтов

В районах вечной мерзлоты высота насыпи должна быть не менее 1 м, а при отсыпке единым массивом с полотном железной дороги — не менее 1,5 м. Коэффициент уплотнения грунта в нижней части насыпи должен составлять не менее 0,92, в верхней — 0,95.

Наименьшие радиусы кривых допускаются в равнинной местности — до 50 м, а в гористой — до 15 м. При наличии обратных кривых с радиусом менее 30 м необходимо устраивать прямые вставки не менее 15 м в условиях равнинного и среднехолмистого рельефа и не менее 10 м — в гористой местности.
Простейшим видом автомобильной дороги является профилированная грунтовая дорога, устраиваемая обычно в сухих районах на устойчивых гравелистых или супесчаных грунтах при интенсивности движения до 100 автомобилей в сутки.

Устройство земляного полотна таких дорог сводится к приданию ему профиля, удовлетворяющего основному требованию — отводу воды с полотна во время дождей. Поперечные уклоны полотна должна быть при песчаных грунтах — 4 %, суглинках — 5 % и глинистых грунтах — 6 %. Грунт для придания поперечному профилю двускатного очертания получают при paзработке кюветов.
Профилирование выполняют обычно ножевым грейдером с трактором или автогрейдером; для уплотнения проезжей части применяют катки.

При интенсивности движения до 200 автомобилей в сутки необходимого укрепления проезжей части полотна дороги достигают применением скелетных добавок (гравий, щебень, битый кирпич и т.п.), смешиваемых с грунтом полотна в различных пропорциях в зависимости от условий использования дороги. Такие покрытия называют грунтощебеночными или грунтогравийными.
Если интенсивность движения достигает 500 автомобилей в сутки, следует устраивать гравийное или щебеночное покрытие проезжей части, которому чаще всего придают серповидный или реже — полукорытный профиль.

Дороги с гравийным покрытием обеспечивают нормальное круглогодичное движение автомобилей.
В районах с неблагоприятными климатическими условиями покрытия дорог делают из решетчатых железобетонных плит. Такие покрытия устраивают копейными в виде отдельных полос (шириной 1 м) колесопроводов, укладываемых плитами в местах прохода автомобиля (рис. 2.). Размеры плит 2,5 × 1,0 × 0,12 м, масса 0, 63 т. Плиты укладывают обычными автомобильными кранами.

Рис. 2
Рис. 2. Поперечные профили временных дорог с колейным покрытием из железобетонных плит: а — однопутных; б — двухпутных; 1 — грунто-гравийная засыпка; 2 — плиты покрытия; 3 — обочина

При устройстве автомобильных дорог на слабых грунтах и на заболоченных участках применяют дерево-грунтовые покрытия, состоящие из хворостяной выстилки, продольных лежней, сплошных поперечных настилов и грунтовой засыпки, и деревянные колейные покрытия из деревянных пластин, брусьев и хворостяной выстилки. Конструкции этих покрытий показаны на рис. 3—6. На кривых радиусом менее 60 м настил устраивают сплошным по всей ширине полотна дороги. Подъемы лежневых дорог не должны превышать 7 %. Для двустороннего движения по лежневым дорогам устраивают разъезды.
При переходе автомобильной дороги через водотоки строят типовые мосты и водопропускные трубы.

Рис. 3
Рис. 3. Дерево-грунтовое покрытие однополосной дороги на грунтовом основании: 1 — хворостяная двухслойная выстилка; 2 — продольные лежни диаметром 25…30 см; 3 — сплошной поперечный настил из бревен диаметром 20…25 см; 4 — скрепляющее бревно; 5 — покрытие; 6 — слой торфа толщиной 3…5 см; 7 — стягивающая скрутка из проволоки; 8 — дренирующая засыпка

Рис. 4
Рис. 4. Деревянный настил дерево-грунтового покрытия двухполосной дороги: 1 — хворостяная выстилка; 2 — продольные лежни; 3 — поперечный настил; 4 — скрепляющее бревно; 5 — стягивающая скрутка из проволоки

Рис. 5
Рис. 5. Укрепление проезжей части временной дороги: 1 — гравий 2…4 см; 2 — суглинок 6…8 см; 3 — хворост или щепа 14…16 см

Рис. 6
Рис. 2.6. Поперечные профили дорог: а — с фашинной выстилкой; б — со сплошным поперечным деревянным настилом; в — на слабом основании; 1 — слой грунта, улучшенный песком, толщиной 0,1…0,15 м; 2 — слой грунта толщиной 0,1 м; 3 — продольные лежни диаметром 0,16…0,18 м; 4 — фашины диаметром 0,25…0,3 м; 5 — поперечные лежни диаметром 0,2 м; 6 — фашины диаметром 0,3 м

При переходе времянками через мелкие водотоки устраивают обычно деревянные трубы треугольного сечения или деревянные мосты простейшей конструкции. При пересечении суходолов, по которым вода течет только во время дождей, взамен искусственного сооружения практикуют мощение дна по окружности в вертикаль- ной плоскости радиусом не менее 30 м (рис. 7, 8).

Рис. 7
Рис. 2.7. Деревянная труба под насыпью временной дороги

Рис. 8
Рис. 2.8. Устройство лотка на суходоле

При пересечении автодорогой больших рек, в тех случаях, когда для сооружения постоянного моста не требуется постройка временного моста, для перевозки грузов устраивают временные паромные переправы.
Для перевозок грузов вдоль линии в зимний период, когда профилирование и устройство грунтовой дороги невозможно, обычно прокладывают зимние дороги, которые действуют только до весны. Зимняя снеговая дорога (рис. 9) устраивается на ширину 6 м уплотнением слоя снега катком или пропуском специальных саней.

Рис. 9
Рис. 9. Устройство зимней дороги: а — на выравненном и промороженном грунтовом основании; б — на сланях при пересечении болот I типа с влажностью торфа от 600 до 1300 %; 1 — лежни d = 20…22 см через 0,9 м; 2 — торф уплотненный; 3 — хворостяная выстилка 15 см (из прорубочных остатков); 4 — уплотненный снег 15…20 см; 5 — сплошной настил из бревен d = 18…20 см; 6 — колесоотбой d = 18…20 см. Ширина В от 5 до 7 м

Уплотнение ведут слоями по мере выпадания снега на общую толщину 15…20 см. После этого выпадающий снег в процессе эксплуатации дороги убирают с дороги деревянными снегоочистителями. При трассировании снежной дороги не следует допускать подъемов в грузовом направлении более 3 % и спусков более 4 %. Радиусы закругления при автомобильном движении устраивают не менее 60 м. Переходы через реки в зимнее время обычно устраивают прямо по льду. Для увеличения толщины льда в месте перехода времянки следует очищать снег с полосы льда шириной 15…20 м; кроме того, увеличение толщины льда может быть достигнуто набрасыванием на лед слоя соломы, камыша или хвороста и поливкой их водой.