Методы электрификации железнодорожных работ со шпалами: изучение методов «с пути» и «с поля», технологии строительства и особенности производства работ. Узнайте ключевые аспекты эффективного ведения СМР.
Существующие методы ведения строительных работ при электрификации железных дорог характеризуются тем, что строительно-монтажные работы (СМР) проводятся в сочетании с эксплуатацией линии или ее части. Это приводит, с одной стороны, к необходимости координации строительства и эксплуатации объектов, с другой — существующие железнодорожные устройства используются для подготовки и проведения СМР.
При переводе железной дороги на электрическую тягу строительные и монтажные организации применяют два метода производства работ: «с пути» и «с поля». Наиболее распространен метод «с пути». Анализ показывает, что этим методом выполняется около 80 % общего объема работ по сооружению контактной сети и устройств электроснабжения электрифицируемых железных дорог. Это вызвано тем, что объемы работ по сооружению контактной сети, выполняемые «с поля», ограничиваются продолжительностью работы комплекта машин не менее одной сменной нормы на участке длиной до 3 км с одной стороны пути (рис. 1).

Рис 1

Рис. 1 График работы комплекта машин по установке опор «с поля» (цифрами указаны номера опор)

Применение того или иного метода организации строительства при электрификации железной дороги зависит от наличия автомобильных дорог, проходящих вдоль железнодорожной линии, подъездов к пути для сооружения опор контактной сети и других устройств электроснабжения, от расположения комплектовочных баз и других факторов.
Выбор метода производства работ часто ограничен по причинам:
– вынужденной очередности выполнения работ на отдельных линейных производственных участках, исходя из требований эксплуатации железных дорог;
– установления непродолжительных «окон» по несколько раз в течение суток. Такая практика связана с непроизводительными потерями времени в связи с доставкой и удалением машин в зону и из зоны строительства, а также выполнением после каждого «окна» дополнительных работ, необходимых для открытия движения;
– необходимости предусмотреть вспомогательные устройства для обеспечения безопасного движения поездов;
– деления всего объема СМР на производственные линейные зоны меньшего объема из-за неоднородности залегания грунтов по технологическим, организационным, климатическим или другим условиям.
Особенности ведения СМР при электрификации железных дорог заключаются в том, что приходится иметь дело одновременно с сосредоточенными и линейно-протяженными объектами и объемами работ. В обоих случаях применяются методы «с пути» и «с поля» и используются одни и те же специализированные машины и механизмы. При этом наибольший объем работ приходится на сооружение контактной сети «с пути» (рис. 2, 3).

Рис. 2

Рис. 2 Схемы формирования установочных поездов при ведении работ
«с пути»: 1 — котлованокопатель ВК; 2 — тепловоз; 3 — платформа (полувагон) с опорами; 4 — кран железнодорожный; 5 — платформа (подстреловая); 6 — вагон (классный); 7 — платформа для фундаментов (анкеров, плит); 8 — агрегат АВСЭ-М; 9 — мотовоз-электростанция МЭС-200

Рис 3

Рис. 3 График работы комплекта машин по сооружению опор КС «с пути» в «окно» продолжительностью 2 часа

Расчет продолжительности работ по электрификации железных дорог ведется с определением срока сооружения контактной сети и связанных с этим работ по переустройству станций и возведению сложных объектов (электровозных депо, зданий и сооружений электроснабжения, сложных случаев переустройства станций). Продолжительность и методы строительства таких объектов зависят не только от степени концентрации машин, механизмов и трудовых ресурсов, но и от возможности их размещения на объекте, с созданием необходимого фронта работ, а также от требований выполнения отдельных частей сооружения в определенной технологической последовательности.