Инженерно-геологические изыскания для разработки проекта строительства железных дорог, предприятий, зданий и сооружений предусматривают комплексное изучение условий выбранной площадки (участка, трассы) и прогноз их изменений в период строительства и эксплуатации с детальностью, достаточной для разработки проектных решений.
При комплексном изучении инженерно-геологических условий района проектирования железнодорожной линии состав и объемы изыскательских работ должны быть достаточными для выделения в плане и по глубине инженерно-геологических элементов с определением для них лабораторными или полевыми методами прочностных и деформационных характеристик грунтов, их нормативных и расчетных значений, установления гидрогеологических параметров, количественных показателей интенсивности развития инженерно-геологических процессов, агрессивности подземных вод к бетону и коррозионной активности к металлам в сфере взаимодействия проектируемого объекта с геологической средой.
При инженерно-геологических изысканиях для разработки проекта выполняют инженерно-геологическую съемку исследуемой территории площадки сооружения в масштабах 1:5000– 1:2000 (в сложных условиях до 1:500) и притрассовой полосы проектируемой железной дороги в масштабах 1:10000-1:2000. Количество точек наблюдений устанавливают в зависимости от принятого масштаба съемки и категории сложности инженерно- геологических условий. При изысканиях на участках развития инженерно-геологических процессов выработки проходят на 3-5 м ниже зоны их активного развития. Ширину притрассовой полосы съемки принимают 200-500 м, среднее расстояние между горными выработками по трассе 350-500 м и глубину горных выработок до 5 м (во всяком случае, на 2 м ниже нормативной глубины промерзания грунта, с учетом положения проектной линии).
На рис. 1 приведен пример крупномасштабной инженерно-геологической карты, который позволяет понять, каким образом инженерно-геологические условия района проектирования влияют на технико-экономические показатели трассы железной дороги (длину, коэффициент развития, протяженность прямолинейных и криволинейных участков трассы, количество пересекаемых водотоков). Сложные инженерно-геологические условия района проектирования (болото, неустойчивые грунты, оползни) потребовали значительно развить трассу (вписаны четыре кривые) и дополнительно предусмотреть два водопропускных сооружения при пересечении реки.
Количественный прогноз возможных изменений инженерно- геологических условий площадки (участка, трассы) изысканий осуществляют на основе полученных при изысканиях результатов изучения состава, состояния и свойств грунтов лабораторными и полевыми методами, данными стационарных наблюдений за динамикой развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов с использованием аналитических (расчетных) методов и при необходимости методов физического моделирования, с учетом материалов изысканий прошлых лет.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.