Все новые рельсы маркируются на заводах, что обеспечивает контроль за качеством рельсов при их изготовлении и эксплуатации.

Заводская маркировка рельсов делается постоянной (клеймение) и временной (красками).

На одной стороне, на средней линии шейки вдоль каждого рельса выкатываются выпуклые (не менее 1 мм) с плавным переходом поверхности шейки цифры и буквы высотой от 30 до 40 мм в следующем порядке: обозначение предприятия-изготовителя (начальная буква названия завода: А — завод «Азовсталь», Д — Днепродзержинский комбинат, К-Кузнецкий металлургический комбинат, Т — Нижнетагильский металлургический комбинат); месяца Римскими цифрами и две последние цифры — года изготовления рельсов; типа рельсов; обозначение головного конца стрелкой.

На шейке вдоль оси каждого рельса (на той же стороне, где выкатаны выпуклые знаки) наносятся в горячем состоянии номер плавки в 2-6 местах по длине рельса на расстоянии не менее 1,0 м от его концов (номер плавки рельсов І группы должен начинаться с буквы П); обозначение порядкового номера рельса.

Клейма, наносимые на шейку горячего рельса, должны быть высотой 12 мм и углублены в тело на 0,8…1,5 мм. Расстояние между знаками должно быть 20…40 мм.

По окончании отделки рельсов на один торец рельса клеймением наносят:
— на торце головки инспекторские клейма — для рельсов I сорта один керн, один знак «Ключ и молоток»; для рельсов II сорта два керна, два знака «Ключ и молоток»; на торце в нижней четверти шейки рельса знак о закалке рельса К (если закалены только концы рельса) или 3 (если рельс закален по всей длине);
— на торце выше знака о закалке на шейке наносятся знаки головных и донных рельсов — І (рельс прокатан из головной части слитка) или Х (рельс прокатан из донной части слитка);
— на торец подошвы рельса — номер плавки, повторяя номер плавки, указанный на шейке вдоль рельса.

Для указания особенностей каждого рельса делают дополнительную маркировку рельсов красками.

На принятые рельсы I сорта наносится маркировка обводкой приёмочных клейм по контуру головки несмываемой краской: голубого цвета у рельсов группы 1; белого цвета у рельсов группы ІІ.
Рельсы I класса обозначаются в верхней четверти рельса поперечной полосой фисташкового цвета, ІІ класса поперечной желтой полосой.
На рельсах дополнительно указывается закалка. Вдоль «сырого» рельса на головке на расстоянии около 0,5 м от торца наносится полоса шириной около 20 мм голубого (рельсы I группы) или белого (рельсы ІІ группы) цвета.

Закаленный рельс обозначается вдоль рельса на расстоянии около 1 м от торца на шейке поперечной полосой шириной около 20 мм фисташкового цвета, а также вдавленным кольцом диаметром 15…20 мм на шейке с обозначением номера плавки.

Рельсы ІІ сорта в торце имеют закрашенную половину шейки и нижнюю часть подошвы красным («сырой» рельс) или зеленым («закаленный» рельс).
На обоих торцах головки рельсов, не соответствующих требованиям стандарта, выбивается по три керна, а торцы их закрашиваются тёмно- синей несмываемой краской.
Примерная маркировка новых рельсов показана на рис. 1.

Рис. 1
Рис. 1. Маркировка новых рельсов: в торце (а) и вдоль (б) рельса

Маркировка снимаемых с пути старогодных рельсов делается светлой краской на шейке рельса, обращенной внутрь колеи, на расстоянии около 1 м от левого стыка или торца (при нахождении человека внутри колеи лицом к маркируемому рельсу). Зимой может производиться временная маркировка мелом с последующим её возобновлением масляной краской.

Маркировка состоит из знаков, определяющих группу годности рельсов. Рельсы группы I отмечают одной вертикальной линией, группы II – двумя линиями, группы III – тремя линиями, группы IV – тремя косыми крестами. На рельсах, подлежащих ремонту перед повторной укладкой в путь, дополнительно ставятся знак тире и буква Р.